Парциальная программа Светофор

1

Содержание
1.Целевой раздел программы…………………………........................………………………………3
1.1Пояснительная записка………………………………………………………………….………….3
1.2.Принципы организации образовательного процесса……………………………………………4
1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………………………….…………5
1.4 Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
программы…………………………………………………………………………………………….5
2.

Содержательный раздел программы…………………………………………….....................7

2.1 Тематическое планирование………………………………………………………………………7
2.2.

Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного

поведения на дороге 1-й год обучения ……………………………………………………..………8
2.3.

Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного

поведения на дороге 2-й год обучения …………………………………………………………..…12
3.

Организационный раздел программы

…………………………………..……………...17

3.1.

Методическое обеспечение ………………………………………………..…………….…..17

3.2.

Взаимодействие с родителями воспитанников… …………………..………………….......17

3.3.

Взаимодействие с педагогами

3.4.

Взаимодействие с социальными партнёрами

3.5.

Создание предметно-развивающей среды ………………………………….………………19

……………………………………………..……….…..19
………………………………………….19

3.6. Материально-техническое обеспечение реализации
программы………………………………………………..….…………………….….........20
3.7 Кадровые условия реализации программы……………………………………....…………….21
Библиографический список ………………………………………………………….........................21

2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения
безопасности дошкольников на дорогах, на основе программы обучения детей дошкольного
возраста ПДД «Светофор» Т.И. Даниловой.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного
обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет работу на поиск новых,
более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно- транспортных
происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и
травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой
общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать
воспитатель дошкольной группы и родители. Но, как правило, родители не всегда знают
правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о
проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины
для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны
«взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и
родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до
детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только
совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт,
возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода
улиц и дорог.
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности
воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и
воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
-Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами
диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и
технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Актуальность:
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа,
направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем
совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы
посчитали необходимым поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации
взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении
дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не
только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание,
память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства
опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге
3

невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в
транспорте.
Цель программы: Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах
Задачи:
- Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожногодвижения.
- Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке.
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
- Воспитывать в детях грамотного пешехода.
- Разработать комплекс мероприятий по формированию у детей навыков
безопасного поведения на дороге.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в области обучения
дошкольников правилам дорожного движения.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста (5-7 лет : 5-6 летстаршая группа, 6-7 –подготовительная группа).
1.2 Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже
освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым
реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую
деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в
образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи
детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических
ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности
воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных
группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и
семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей
или индивидуально в соответствии с перспективным планом работы.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование
творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные занятия
НОД «Социально-коммуникативное развитие», беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за
транспортом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг,
рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы,
отгадывание
загадок,
сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игрысоревнования, праздники, конкурсы, игры-драматизации и т.д..
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для
детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут,
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
4

- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Направления работы воспитателя по реализации программы:
Определение места системы обучения дошкольников правилам дорожного движения в
общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
- Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и
организации предметно-развивающей среды:
-информационные стенды для родителей;
-площадка для практических занятий с детьми (на территории ДОУ).
- создание условий для обучения детей ПДД в группах: подбор литературы, наглядного и
дидактического материала по ПДД;изготовление атрибутов к играм.
-Взаимодействие с родителями
Медицинский работник.
- Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точкизрения
состояния здоровья детей.
1.3. Ожидаемые результаты
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях надороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожнойситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы подведения итогов реализации образовательной
программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в начале и конце учебного года.
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
- Участие в соревнованиях, конкурсах разного уровня.
- Отчёты воспитателя об итогах реализации программы
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
1.4 Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов
освоения программы
Диагностика проводится два раза в год:1 - вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;низкий – 1 балл.

5

Графическая запись динамики знаний детьми
Правил дорожного движения
1

год обучения
Фамилия, имя ребёнка
рождения
Дата обследования

Дата

Вопросы

сентябрь
I II III I

май
II III

сентябрь
I II III I

май
II III

Назови цвета светофора
Покажи грузовой и легковой автомобили
Назови части автомобиля
Кто управляет автомобилем?
Что делает водитель?
Где едут машины?
Кого перевозит автобус?
Где останавливается автобус?
Где ходят люди?
Где играют дети на улице?
2 год обучения
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Дата обследования
Вопросы
Какой транспорт перевозит грузы и какие?
Какой транспорт перевозит пассажиров?
Чем отличается автобус от троллейбуса?
Назови правила поведения в автобусе
Что помогает работать мотору автомобиля?
Назови машины специального назначения
Что означают сигналы светофора?
Что такое улица?
Кто является пешеходом?
Назови правила поведения пешеходов
Что такое переход?
Что такое проезжая часть?
Двустороннее, одностороннее движение – это что?
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
По

окончании

обследования

планируется

индивидуальная
6

коррекционная работа с детьми.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Тематическое планирование
1 год обучения
Раздел I. Виды транспорта
1.1. Грузовой
Грузовой транспорт. Назначение. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). 1.2.
Легковой
Легковой автомобиль. Назначение. Сходства и отличия легкового транспорта от грузового,
пассажирского.
1.3. Пассажирский
Пассажирский транспорт. Сходство и различие между автобусом и троллейбусом. Сходство и
отличия между трамваем, автобусом и троллейбусом. Место нахождения остановки. Пассажиры.
Правила поведения в пассажирском транспорте.
1.4. Машины специального назначения
Машины специального назначения. Их назначение. Оснащение звуковыми и све-товыми
сигналами. Правила их движения. Обязанности пешеходов при встрече с ма-шинами
специального назначения. Номер телефона служб: скорой помощи, полиции, пожарной.
1.5. История создания транспорта
История создания транспорта. Сходства и различия старинного транспорта с
современным.
2 год обучения
Раздел II. Труд взрослых
2.1. Водитель
Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожнотранспортных происшествий.
Раздел III. Улица
Улица. Ее особенности. Моя улица. Мой город. Правила культурного поведения в
общественных местах.
Раздел IV. Дорога

7

2.2 Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге 1 год
обучения
№ п/п
1.

Тема
занятий
Вводное

форма

цели

беседа

Определять
начальныйуровень
знания детьми
Правил дорожного
движения

2.

Грузовая
машина

беседа

Уточнять
представления о
грузовой машине, об
основных ее частях.
Развивать речевую
активность детей,
воспитывать у детей
интереск занятию

3.

Транспорт

Чтение

4.

Грузовой и
легковой
транспорт

Беседа

Обучать детей
умению внимательно
слушать и понимать
содержание
прочитанного.
Закреплятьзнания о
транспорте.
Развивать
слуховое и
зрительное
восприятие
Закреплять умения
различать и
называтьвиды
транспорта

содержание

оборудование

Дети называют цвета светофора,
различия междугрузовыми и
легковыми автомобилями, их части.
Они должны узнать, кто управляет
автомобилем, гдеони едут, где ходят
люди, где играют дети
Сюрпризный момент – получение
посылки, в которой находится
игрушечный грузовик. Дети
рассматривают его, называютчасти
(кабина, кузов, колеса, окна, двери),
отвечают на вопросы педагога:
«Какие грузы можно перевозить на
этой машине? Кто управляет
грузовиком?»
Педагог читает книгу, дети
рассматривают иллюстрации,а затем
обсуждают прочитанное

Таблица
«Графическая
запись динамики
знанийдетьми
ПДД» (см
приложение)
Посылка,
игрушечный
грузовик,
игрушечный руль,
медали с
изображением птиц

Дети рассматривают
иллюстрации с
изображениями грузового илегкового
транспорта и находят отличия

Альбомы:
«Грузовой
транспорт»,
«Легковой

Книга М. Пожарского
«Машины»

8

5.

6.

Пассажирский
транспорт

Трамвай

Экскурсия

Расширять у детей знания
о
пассажирском
транспорте.Уточнить
представления ознаке
«Остановка».
Воспитывать
культуру
поведения.

Беседа

Знакомить детей с
трамваем.
Расширять знания
об особенностях
движения
троллейбуса,
трамвая и автобуса.
Воспитывать
культуру поведения
в
общественном
транспорте.
Закреплять у детей
знания обавтобусе, его
назначении.
Развивать
диалогическую речь.
Воспитывать умение
играть дружно
Дать детям
представление о
троллейбусе, об
отличительных
особенностях.

7.

Автобус

Сюжетно –
ролевая игра

8.

Троллейбус

Беседа

Педагог проводит экскурсию,
показывает знак «Остановка» и
рассказывает о нем: «Остановка –
место с лавочками, крышей, где
можно укрыться от дождя, подождать
пассажирский транспорт. Какой
транспорт здесь останавливается? Как
называют людей, которые едут в
автобусе? Как надо вести себя в
автобусе? Кто управляет
пассажирскимтранспортом?»
Педагог рассказывает детям о трамвае
и задает вопросы: « Назовите
пассажирский транспорт. Трамвай,
так же как и троллейбус, держится за
провода металлической дугой –
питается «электричеством». Чем
отличается трамвай от троллейбуса?
Что помогает работать мотору
автобуса? Что общего у всех этих
машин? К какому виду транспорта
они относятся?»

транспорт»
Два красных
флажка

Иллюстрации –
пассажирский
транспорт

Дети с педагогом строят из
стульчиков автобус. Ведущий
– ребенок водитель, остальные
пассажиры. Автобус едет, пассажиры
сидят. Автобус остановился,
пассажиры

Стульчики,
игрушечныйруль

Педагог рассказывает о
троллейбусе: «Он перевозитлюдей.
У него как и у автобуса есть кабина,
салон,окна »

Иллюстрации –
троллейбус,автобус

9

9.

Машины на
нашей улице

Беседа

10.

Служебные
машины

Чтение

11.

Умные
машины

Настольная
игра

12.

Мы - пассажиры

Сюжетно –
ролевая игра

13.

Мы едем
через дорогу

Практическая
работа

Развивать мелкую
моторику.
Воспитывать
интерес кзанятиям
Расширять знания детей о
пассажирском
транспорте.Развивать
мышление, память.
Воспитывать культуру
поведения в
общественном
транспорте
Обучать детей умению
внимательно слушать и
понимать содержание
прочитанного.
Закреплятьзнание
машин
специального назначения
Расширять у детей
знания о водном,
воздушном, наземном
транспорте. Развивать
речь

Закреплять у детей
знания опассажирском
транспорте
Закреплять у детей
знания правильного
перехода через
дорогу(как обходить
автобус,троллейбус
и трамвай)

Педагог задает вопросы детям:
«Назовите пассажирский транспорт.
Где мы его ожидаем? Как
определить нахождение остановки?
Что общего между автобусом и
троллейбусом? Чем они отличаются?
Чем трамвай отличается от автобуса и
троллейбуса? Кем мы становимся,
когда едем в автобусе?
Педагог читает книгу, дети
рассматривают иллюстрации, азатем
рассказывают о машинах
специального назначения

Один ребёнок собирает
вагончики с воздушным транспортом,
второй – с водным,третий – с
пассажирским,
четвертый – с машинами
специального назначения.
Дети строят из стульев
«автобус», «троллейбус» и
отправляются в путь
Педагог предлагает детям
нарисовать зелёным цветом стрелки,
показывающие мальчику,как
безопасно обойти автобус;
девочке – трамвай, и объяснить
свой выбор

Иллюстрации –
пассажирский
транспорт

Книга М.
Дружинина
«Служебные машины»

Настольная
игра: лото
«Транспорт» водители,
дорожнотранспортные
происшествия
Стульчики,
игрушечныйруль
Магнитномаркерная доска,
маркеры, магниты
пассажирского
транспорта, магниты
мальчикаи девочки.
10

14.

Набери
номер
правильно

Дидактическая
игра

15.

История
транспорта

Беседа

16.

Угадай,
какой машине
принадлежит
сигнал

Дидактическая
игра

17.

Выполни
верно

Практическая
работа

18.

Итоговое

Беседа

Закреплять у детей
знания номеров
телефонов экстренных
служб. Развивать
умение правильного
набора номера на
Расширять у детей
знания об истории
транспорта. Развивать
умение сравнивать
старинный транспорт с
настоящим.
Воспитывать чувство
ответственности
Развивать у детей
слуховое
внимание, умение по
звукуопределять
автомобиль
специального
назначения
Закреплять у детей
знания о различных
видах транспорта.
Развивать умение
ориентироваться на
листе бумаги
Уточнять объём знаний
и навыков, полученных
детьми за год обучения

Педагог предлагает детям
набрать номер скорой помощи,
милиции, пожарной охраны, и
рассказать о машинах
специального назначения

Игрушечный
телефон

Сюрпризный момент –
появление бабушки. Она
рассказывает о старинном
транспорте в сравнении с
настоящим, используя
иллюстрации

Иллюстрации –
старинный
транспорт

Педагог нажимает на кнопку
руля, раздаётся сигнал, дети
отгадывают, какой машине он
принадлежит. Например: сирена
«скорой помощи», «полиция»,
«пожарная охрана»

Звуковой руль
или звуковая
книга

Педагог предлагает задание:
«Положи фишку красного цвета на
атвобус, синего – на грузовик,жёлтого
– на мотоцикл, коричневую – на
легковую машину

Перфокарта
«Выполни верно»,
фишки разного цвета

Составление сводной таблицы,
подведение итогов

График 1 год
обучения

11

2. 3 Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения надороге 2 год
обучения
№ п/п

Тема
занятий
Все работы
хороши –
выбирай на
вкус

Беседа

2.

Труд водителя

беседа

3.

Будь
внимателен

Подвижная
игра

4.

Станция
технического
обслуживания

Виртуальная
экскурсия

1.

форма

цели
Знакомить детей с
профессией водитель.
Развивать речь.
Воспитыватьу детей
уважение к труду
взрослых
Знакомить детей с
трудом водителя,
показать его
общественную
значимость.
Закреплять знания
детей о транспорте.
Развивать внимание.
Воспитывать
уважение к труду
взрослых
Знакомить детей с
правилами игры.
Развивать внимание.
Воспитывать
умение
действовать по
звуковому
сигналу
Давать детям
представление
о станции
технического

содержание

оборудование

педагог рассказывает о
профессии водителя:
«Водитель управляет автомобилем,
следит за ним,ремонтирует, моет. Эта
профессия нужна всем
людям».
Педагог: «Назовите машиныкоторые
находятся на столе.
Закройте глаза. Чего не стало?Кто
управляет этими машинами?
Профессия водитель важна и нужна
людям. Водитель управляет
автомобилем»

Альбом о профессиях

Дети встают в круг, педагог – в центр
круга. Педагог поднимает красный
флажок – дети сидят на корточках,
желтый – встаю ; зеленый – бегут по
кругу. Смена флажков происходит по
звуковому сигналу.

Три флажка:
красный, желтый,
зелёный

Дети знакомятся с дорожным знаком
«Станция технического
обслуживания», с работой мастеров по
обслуживанию и ремонту автомобилей

Презентация,
видеоролик

Игрушечные машины

12

5.

Автозаправочн
ая станция

Виртуальная
экскурсия

6.

Дорожные
происшествия

Беседа, работа
с магнитномаркерной
доской

7.

Наша
улица

Экскурсия

обслуживания,
знаке,
указывающем на
неё.
Расширять
знания о
Правилах
дорожного
движения.
Давать детям
представление
об автозаправочной
станции,знаке,
указывающем на неё.
Расширять
представление о
транспорте,
окружающем
мире.
Закреплять у детей
знания
Правил дорожного
движения. Развивать
внимание.
Воспитывать умение
ориентироваться в
создавшейся
ситуации.
Давать детям
представленияоб
улице, тротуаре.
Формировать
элементарныенавыки
поведения на улице.
Развивать восприятие.
Воспитывать

Дети знакомятся с автозаправочной
станцией. Наблюдают, как водители
заправляют бензином свои автомобили.

Презентация,
видеоролик

Дети рассматривают ситуации на
магнитно-маркерной доске, в которых
оказались невнимательные пешеходы.
Педагог задаёт вопросы: « Почему они
попали в беду? Что нужно было
сделать? Где нужно играть?

Магнитномаркерная доска,
магниты –
иллюстрации ДТП

Педагог рассказывает детямоб улице
и задает вопросы:
«Улица широкая, красивая. На ней
много домов и машин.
«Какие вы видите дома, машины, где
можно игратьдетям?»

Два красных флажка

13

8.

Моя улица

Беседа

9.

Мы по улице
идём

Беседа

10.

Моё село

Экскурсия

11.

Правила
поведения
пешеходов

Беседа

12.

Дорожная
азбука

Экскурсия

устойчивое
внимание
Закреплять у детей
знанияоб улице.
Развивать
зрительное восприятие
Закреплять у детей
знания
о тротуаре,
проезжейчасти.

Расширять знания о
Правилах
дорожного
движения
Расширять знания у
детейо правилах
поведения пешеходов.
Воспитывать
ответственность

Знакомить детей с
дорожными знаками
«Осторожно, дети!»,
«Пунк
медицинской
скорой
помощи»,
«Телефон», «Пункт
питания».
Воспитывать
внимание, культуру
поведения в

Дети рассматривают иллюстрации и
отвечают на
вопросы педагога

Книга
М.Дружинина «Моя
улица»

Дети рассматривают иллюстрации.
Педагог задаёт вопросы: «Где идут
дети? Кто они? Где движется
транспорт? Какой стороны нужно
придерживаться пешеходам? Кто
нарушает правила пешеходов?
Педагог проводит экскурсию,
рассказывает детям о селе, его
улицах, переходах, дорожной азбуке

Иллюстрации –
улица, проезжая
часть, тротуар

Педагог задаёт детям вопросы: «Кто
является пешеходом? Где идут
пешеходы? Какой стороны нужно
придерживаться? Почему? Как
нужно вести себя на улице? Кто на
картинках нарушает правила
поведения? Как бы вы поступили наих
месте?
Педагог проводит экскурсию:
«Улицы наши разговаривают, а им
помогают в этом дорожные знаки –
лучшие друзья водителей и
пешеходов. Какие знаки вы уже
знаете? Это знак «Осторожно,
дети!» - он красного цвета,
предупреждает водителя, чтобы
был внимателен, рядом находится
детское учреждение»

Магнитно- маркерная
доска, картинки
магниты
– пешеходов в
различных
дорожных
ситуациях

Два красных
флажка.

Два красных
флажка

14

общественных местах.
Закреплять у детей
знанияо дорожных
знаках и их
назначении
Знакомить детей с
пешеходным
светофором.Развивать
внимание.
Воспитывать в
ребёнкеграмотного
пешехода

13.

Дорожный
знак

14.

Школа
пешеходных
наук

Беседа

15.

Мы идём
через дорогу.
Это должны
знать дети

Практическая
работа

Закреплять у детей
знания
Правил
дорожного
движения

16.

Угадай
дорожный
знак

Дидактическая
игра

17.

Правила
движения
достойны
уважения!

Праздник

Закреплять у детей
знания
о дорожных знаках,
их назначении.
Воспитывать
внимание, терпение
при отгадывании
загадок.
Закреплять у детей
знания
ПДД, умение
соблюдатьих в
окружающем мире.
Совершенствовать

Рисование

Дети выбирают любой знак, рисуют.
Затем отвечают на вопросы
педагога: «Какой это знак? Что он
обозначает?
Педагог рассказывает детям о
пешеходном светофоре: «На
дорогах с давних пор есть хозяин –
светофор. Это пешеходный светофор
у него 2 сигнала – красный и зелёный.
Что делает красный человечек?
Зелёный? На какой сигнал можно
переходить
дорогу?»
Педагог предлагает детям на выбор
две игры: 1. Раскрась кружок в
красный цвет около тех людей,
которые не правильно переходят
дорогу, в зелёный – около тех, кто
поступает правильно. 2. Положи
фишку тому ребёнку, кто правильно
выбрал место для игры. Почему?
Педагог загадывает загадку,
ребёнок отгадывает, показывает
отгадку, отвечает на вопросы: «Гдеон
находится? О чём нам говорит?»

плакат дорожные
знаки, бумага,
цветные
карандаши
Два макета
светофоров –
транспортный и
пешеходный.

Сказочный герой Незнайка
приходит в гости. Он не знает ПДД,
дорожных знаков. Дети помогают ему,
учат его правилам, играют, поют
песни, танцуют, читают стихи,
загадывают загадки.

См. Программа
Т.И. Даниловой
«Светофор»
приложение,стр.
121

Магнитномаркерная доска,
картинки магниты,
цветныемаркеры.

Иллюстрации –
проезжая часть с
дорожными
знаками, магнитномаркерная доска

15

18.

Итоговое

Беседа

умение
ориентироваться в
создавшейся ситуации.
Создавать
положительный
эмоциональный
настрой
Уточнять объём
знаний инавыков,
приобретённых
детьми за год
обучения

Составление сводной таблицы,
подведение итогов года

График 2-го года
обучения

16

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Методическое обеспечение
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей,
предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное
значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного
дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется
как в ходе специально организованной образовательной деятельности, так и в ходе
режимных моментов.
Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного
поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом
примерной основной общеобразовательной программы обучения детей дошкольного
возраста «Светофор» Т.И. Даниловой и др., с использованием разнообразных методов и
приемов. Ведущими, среди которых являются:
- Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие
исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим
обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и
определяющий характер.
- Игровой метод – предполагает использование различных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями,
указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в
соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует
деятельность детей.
- Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в
зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств
обучения.
- Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка
путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических
операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или входе
специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена
как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических
умений и навыков с последующим совершенствованием дорепродуктивного и творческого
уровня.

- Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций. Ситуационное
обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций,
в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения –
приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их
развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка вДТП или уменьшающие
тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются
дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей
безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
- Интерактивный метод. Особенно эффективно применение интерактивного
метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого
метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов,
понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них
умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и
переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
3.2. Взаимодействие с родителями воспитанников
Согласно ФГОС дошкольного образования– работа с семьями (законными
представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с
родителями.
17

Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является создание
условий для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике
дорожно-транспортного поведения.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения
детского дорожно-транспортного травматизма носит разноплановый характер и не
ограничивается рамками дошкольной группы. Используются различные формы
взаимодействия с родителями воспитанников. Главная тенденция – это использование
эффективных форм иметодов.
Перспективный план работы с родителями
месяц
сентябрь

октябрь

Содержание деятельности

•
•
•
•

Анкетирование родителей «Азбука пешехода»
Составление маршрута «Дорога в дошкольную группу»
Праздник «Путешествие в страну Светофорию»

Семинар-практикум
«Занимательные
игры по правилам
дорожного движения»
• Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды (в
рамках подготовки к смотру-конкурсу «Уголок
ПДД»)
• Устный журнал «Нужно правила дорожные выполнять без
возражений»

ноябрь

• Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле».
• Консультация «Безопасность детей – забота взрослых»

декабрь

• Целевые прогулки «Такие разные машины».
• Конкурс
детского
творчества
«Елочка ГАИ»

январь

• Дискуссия с участием инспектора ГИБДД «Аккуратность в гололед
на дороге вас спасет»
• Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофорчик»

февраль

• Памятка для родителей «Поведение детей в общественном
транспорте

март

• Консультация:

апрель

• Конкурс творческих рассказов «Дорожные истории»
• Участие
в подготовке и проведении праздника «Мы

«Как научить
ребенка
дорожные «ловушки». О дорожных «ловушках».
Практическое занятие «Игры с детьми по ПДД»

не

попадать

в

-

пешеходы»
18

май

• Листовка «Безопасное лето»
3.3. Взаимодействие с педагогами

Вопросу повышения уровня знания дорожной грамоты педагогами уделяется
особое внимание. Каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо
овладеть современными научно- педагогическими знаниями, основанными на
практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Поэтому так важно проводить
с педагогами различные мероприятия по обучению их самих правилам дорожного
движения, расширению знаний о формах и методах работы с детьми, организации
различных видов деятельности по теме.
3.4 Взаимодействие с социальными партнерами
Успешной работе по обучению детей безопасному поведению на дороге
способствует взаимодействие с различными учреждениями социума и общественностью –
инспекцией ГИБДД, средствами массовой информации, которые организуют различные
методические мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
По всем возникающим вопросам педагогов консультируют работники инспекции
ГИБДД – так повышается уровень образования самих воспитателей; информация,
преподносимая детям, является достоверной. Таким образом, систематическая работа с
детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных,
современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные
результаты.

Дата

Перспективный план работы с социальными партнерами
Содержание деятельности с воспитанниками

1
квартал

Организация встреч детей с инспектором ГИБДД.

2
квартал

Организация совместных мероприятий с инспекцией ГИБДД.

3
квартал

Организация встреч детей с инспектором ГИБДД.

4
квартал

Проведение детского праздника

3.5. Создание предметно-развивающей среды
Для успешной реализации цели и задач программы «Светофор» соблюдая её
принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей
среды. При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к
созданию предметно- развивающей среды:
• безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы
должны отвечать требованиям безопасности;
• доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в
свободной деятельности;
• педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и
понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии
с планом работы.
• насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и
19

содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр,
пособий;
• полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при
использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги,
видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина,
представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
• вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
3.6 Материально-техническое обеспечение реализации программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

иллюстрации с изображением транспортных средств;
кружки красного и зелёного цвета;
макет пешеходного светофора;
средний транспорт;
небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
иллюстрации с изображением транспортных средств;
кружки красного и зелёного цвета;
макет пешеходного светофора;
атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных
видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида
транспорта и т.д.);
дидактические игры: «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж»,
«Светофор»;
картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет
улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;
макет транспортного светофора (плоскостной).
макет светофора с переключающимися сигналами;
дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
макет улицы с пешеходным переходом (обязательно);
полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;
мелкий транспорт;
макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор;
небольшие игрушки (фигурки людей);
макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами,
тогда дети сами смогут моделироватьулицу;
набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
информационно-указательные –
o «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,
o «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки –
«Дети»; запрещающие знаки –
o «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная
o дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета –
o «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса –
o «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак»,«Где спрятался знак?»,
«Перекрёсток», «Наша улица»;
схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»,
атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка;
20

•
•
•
•

картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный
телевизор, или компьютер);
разметка: две полосы движения, пешеходные переходы,
o «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток;
детский транспорт:велосипеды, самокаты, машины, коляски;
наглядная информация:плакаты, баннеры;

3.7 Кадровые условия реализации программы
Реализация
Программы
обеспечивается
руководящими,
педагогическими,
административно-хозяйственными работниками образовательной организации, а также
иными работниками, выполняющими вспомогательные функции.
Должность (специальность, профессия)

Количество штатных
единиц

1. Административно-управленческий персонал
Директор

1

Главный бухгалтер

1

Заместитель директора по УВР

1
2. Педагогический персонал

Воспитатель

1
3. Учебно-вспомогательный персонал

Младший воспитатель

1

Все педагоги учреждения своевременно проходят курсы повышения квалификации, а
также повышают профессиональный уровень через посещения методических объединений,
прохождение процедуры аттестации, самообразование, что способствует повышению
профессионального мастерства, положительно влияет на качество реализации Программы.
Реализация
Программы
обеспечивается
квалифицированными
педагогами,
наименование должностей которых соответствует номенклатуре должностей педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2022, № 9, ст. 1341)
В целях эффективной реализации Программы создает условия для профессионального
развития педагогических и руководящих кадров, в том числе реализации права педагогов на
получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за
счет средств ДОУ или учредителя.
Библиографический список:

1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2020.

21

22


Наверх

Игры для создания благоприятного климата в классе

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Игры для содания благоприятного климата.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».