Парциальная программа Азы фин. культуры

Содержание.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
1.2

Пояснительная записка……………………………………………………………….
Цели и задачи программы.................................................…………………………..

3
3

1.3
1.4
1.5.

Принципы и подходы к формированию программы………………………………
Планируемые результаты освоения программы……………………………………
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов....................

5
7
8

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
2.2
2.3

Формы и методы образовательной деятельности………………………………...
Взаимодействие с родителями……………………………...
Содержание программы……………………………………………………………...

8
10
11

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
3.2

17
Организация образовательной деятельности...............................................
Материально-техническое обеспечение реализации программы.......................... 17

3.3

Кадровые условия реализации программы.............................................................

18

3.4.

Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с
дошкольниками ............................................………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

18
20
20
27
28

2

I. Целевой раздел
1.1 . Пояснительная записка
Парциальная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»
разработана на основе парциальной программы по финансовой грамотности для детей
старшего дошкольного возраста «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В.
Стахович, Е. В. Семенковой, Л. Ю. Рыжановской.
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее
– Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего
дошкольного возраста.
Требования современного общества сделали проблему экономического образования
актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет
свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного
возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических
отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение
дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как
на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение
первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в
будущем специальных знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего
дошкольного возраста (старшая группа: 5-6 лет, подготовительная групп: 6-7 лет) по
освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов,
регламентирующих
организацию
деятельности
дошкольных
образовательных
организаций:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ)
• Постановления от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций». "Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об
утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
• Образовательной программы дошкольного образования МКОУ «Теребенская средняя
школа».
1.2. Цели и задачи Программы.
Программа направлена на достижение следующих целей:
• формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей и
подготовительной группы;
• формирование первичных экономических представлений и компетенций;
• развитие экономического мышления дошкольников;
3

• воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых
для рационального поведения в сфере экономики.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
• познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
• раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги,
подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного
ресурса, труда как честного способа их заработать;
• сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное
отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
• подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
• заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и
контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
• научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
• обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
трудиться, работать и зарабатывать;
деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить.

• способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и
ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между
людьми в обществе;
• подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные
(личные) деньги.
Воспитательные:
• активизировать коммуникативную деятельность детей;
• стимулировать интерес к изучению мира финансов;
• сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой
культуры и овладению финансовой грамотностью;
• способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,
необходимых для достижения успеха в жизни;
• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры
ребёнка.
Срок реализации Программы – 2 года (по 18 занятий) или 1 год (36 занятий)..
1 год обучения – 18 занятий – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе
реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников
об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный
бюджет».

2 год обучения – 18 занятий, включает разделы: «Потребности и труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет»,
4

развивающие и углубляющие представления дошкольников по основным темам курса через
различные виды деятельности:
• непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие);
• игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие
виды игры;
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская деятельность;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• конструирование из разного материала;
• изобразительная деятельность;
• двигательная форма активности ребенка.
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой
воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу – не
более 25 минут - старшая группа, – не более 30 минут- подготовительная группа.
Так как курс «Азы финансовой культуры для дошкольников» направлен на освоение
экономических понятий дошкольниками воспитанников и требует повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует
организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется
сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами
двигательной активности.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При
ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями
следует принимать во внимание возрастные особенности детей, соблюдать чувство меры и
осторожность.
Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает
принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО):
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского
развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
•
•
•
•
•
•
•

каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценнымучастником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования;
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
5

•Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При
ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими
понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности детей, соблюдать
чувство меры иосторожность.
•Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы
научной обоснованности и практической применимости, основывается на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
•Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность творчески
использовать в работе содержание тематического плана.
•Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического
воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных
ориентаций в дошкольном возрасте.
В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен
компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения
конкретных действий.
Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу.
Реализация программы осуществляется педагогическими работниками дошкольных
образовательных
организаций, квалификация
которых
соответствует
квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном
справочнике должностей в разделе «Квалификационные характеристики должностей
работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, с изменениями, внесенными приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. № 448н.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего
возраста.
Возрастные особенности развития старших дошкольников
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети
любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты
эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного
мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не
только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к
обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен
определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить
новый материал и сделать вполне логические выводы.
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается
формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.
Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы,
свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка,
черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей:
они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском
саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает
в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению
новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную
для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со
стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества.
6

Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления,
деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными
особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не
готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов,
проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр.
Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями
переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными
разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в
состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны,
необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность,
справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга,
взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к
наживе любой ценой и пр.
Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового
интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой
частью окружающей среды.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребенка достижения
конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и
родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты.
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий,
предусмотренных Программой;
- четко осознавать, что труд-основа жизни, любой труд-это хорошо, плохо- сидеть без
дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия- это разумное отношение к расходам (они не
бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты
труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь
ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того
или иного предмета, действия).
Практические результаты.
-освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и
бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и
трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для
себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- Освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать
свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные
средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой
труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному
управлению личными финансами.
7

1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая
составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как
отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.
С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде,
товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации
Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их
обработки, оценки и систематизации. Диагностика проводится на первом, заключительном
занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в
программе отведено 4 занятия.
Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выполнения,
различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы,
упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности, как
отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить
уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий,
средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.
Диагностический материал (см. Приложение 1)
II. Содержательный раздел программы.
2.1. Формы и методы образовательной деятельности
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей.
С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными
участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные
мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятияисследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным
мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную
ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие,
взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
• игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные
мини-постановки и др.);
• словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение
художественной литературы, пояснение и др.);
• наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов,
зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
• практические (исследование, моделирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и
познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для
дошкольника естественно.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом
и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную
активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания,
овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх
моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту
ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в
себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать
задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В
8

повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах.
Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать
экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского
возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектаклъ (обучающая сказка) - один из самых эффективных
методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения
внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника
достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед,
интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения,
методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение
практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной
деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления
действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно
соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания.
Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня
исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её
решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при
реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного
содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые
разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы
планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы
с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники),
занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется
«обратная связь» с семьёй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида
детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательноисследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психологопедагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное
развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое
развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным
вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для
родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной,
трудовой деятельности детей и взрослых.
Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить
двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную
атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во
время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и
внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному
мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы избежать этих
негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с
физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических
упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.
9

Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры),
направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его
познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия
показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью,
непоседливым,
вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью
психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный
настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными
образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в
качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей
реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий
для при Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность творчески
использовать в работе содержание тематического плана.
Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического
воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций
в дошкольном возрасте.
2.2. Взаимодействие с родителями.
Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в Программе предусмотрено
содержательное взаимодействие ДОУ и семьи.
Программа предусматривает активное приобщение родителей к образовательному процессу
через участие в праздничных мероприятиях, играх, семейных проектах и пр.
Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный
институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к
единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей,
которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в
формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного
учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной
Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность
обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать
образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда
занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями,
которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного
взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Взаимодействие
семьями
дошкольников и
социумом
Единое
образовательное
пространство

с

Формы взаимодействия

Родительское собрание: проведение лекций,
семинаров, практикумов, бесед, тренингов;
создание библиотеки; педагогическая поддержка;
папки- передвижки, проекты, пособие для
родителей «Финансовая культура в семье»,
семейные конкурсы.
Совместные
мероприятия:
встречи
с
интересными людьми, мероприятия в рамках
проектной деятельности, открытые занятия,
выставки, ярмарки

Периодичность
сотрудничества

В течение года

10

Широкое
информационное
поле

Создание условий
Наблюдение
контроль

и

Консультации, тематические памятки для
родителей, информационные альбомы и
тематические стенды, выставки, создание
странички на сайте
ДОУ, родительский
лекторий
Помощь в создании предметноразвивающей среды
Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости
запросов
родителей,
семейного
опыта.
Анкетирование,
опросы,
диагностика,
индивидуальные беседы, родительская почта

Не реже 1 раза в
полугодие

По мере
необходимости
В течение года

2.3. Содержание программы

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Входная диагностика.
Без труда нет жизни на земле.
1. Труд – основа
Трудиться означает что-то делать,
жизни
созидать для себя, на благо своей
семьи, близких людей, друзей,
домашних питомцев и пр. Любой
труд – это хорошо, сидеть без дела
– это плохо. Виды домашнего
труда
2. Работать и
зарабатывать.

3. Все работы
хороши, выбирайна
вкус.

4. Творческое
занятие

Работать означает трудиться за
вознаграждение. Зарабатывать –
получать
вознаграждение
за
выполненную работу (так же
можно заработать наказание за
провинность, проступок и т. п.)
Профессии.
Продукты
труда:
товары и услуги. Продукты труда
используются человеком для себя
и для продажи (товар)

Разбираем, что будет, если люди
перестанут работать и трудиться

Формы и методы
проведения

Беседа,
играсоревнование
«Мои
домашние
обязанности», папакапередвижка
«Наша
семья
трудится,
тематический стенд о
труде
Беседа,
ситуативные
задачи, игра Вот так
заработал!»,
фотовыставка, конкурс
проектов
«Трудиться
полезно и почетно»
Игры:«что создается
трудом», «Как продукт
труда
в
товар
превращается»,
викторины
«Угадай
профессию», «Услуга
или товар?», загадки
«Все профессии важны,
все профессии нужны,
угадай профессию по
продукту труда
Читаем,
обсуждаем,
разгадываем загадки,
представляем, рисуем

11

5. Мини- спектакль
«Без
труда
не
вытащишь рыбку
из пруда»

Закрепляем понятия : трудиться, Интерактивные
работать и зарабатывать
спектакль

мини-

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
6.Как
придумали
Деньги – мера оценки труда Беседа, чтение, рассказ
деньги
(вознаграждение за проделанную
работу), универсальное средство
обмена
(инструмент
обмена
товаров и услуг)
7. Какие бывают
Виды денег (монета, банкнота, Беседа, исследование,
деньги,
как
они пятак, рубль и пр.). Изготовление чтение, игра «Нарисуем
выглядят и оттуда денег: печать, чеканка
деньги
для
нашей
берутся
группы», тематический
стенд «Какими деньги
были и какими стали
(эволюция денег)»
8. Как деньги
Труд и доходы. Вознаграждение за Беседа,
обсуждение,
попадают к нам вдом.
частный труд, заработная плата игра «Как потопаешь,
Трудовая
родителей, пенсия дедушек и так
и
полопаешь»,
денежка всегда
бабушек. Считай деньги в своем ситуационные задачи,
крепка
кармане, а не в чужом
сказка
«Трудовые
деньги».
9. Где живут
Денежку бережем. Кошельки, Игра
«Денежкин
деньги
копилки,
сейфы,
банки, домик», сказка «Где
банковские карты и пр.
живут
денежки?»,
обсуждение.
Папкапередвижка «Мы идем
в банк»
10. Мини-спектакль
Закрепляем понятие деньги
Интерактивный мини«Зайкина
спектакль
находка»
Покупаем, продаем, обмениваем
11.Потребности и
Домашнее хозяйство, главные Исследование:
что
желания
потребности человека, желания и необходимо человеку
капризы. Соотносим потребности, для
жизни,
игра
желания и возможности.
«Выбираем
самое
важное», ситуационные
задачи, рассказ «Про
капризного
Артема»,
Обсуждение
12. Мини-спектакль
Различаем
разницу
между Интерактивный мини«Желания Волчонкажеланиями
и
потребностями. спектакль.
Зубастика»
Учимся задавать себе вопрос и
оценивать:действительно ли мне
очень нужна та или иная вещь,
игрушка
и
пр.,
есть
ли
возможность у родителей это
купить?

12

13. Где покупают и
продают разные
товары

14. Наша
мастерская
15. Стоимость и
цена товара

16. Выгодно невыгодно

Товары предприятия: магазины, Игра
«Где,
что
киоски, ларьки, базары, рынки, купить?», обсуждение,
ярмарки
тематический
стенд,
папка-пердвижка «Мы
идем за покупками»
Изготавливаются
товары
для Творческо-трудовая
ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, деятельность
лепим и пр.
Разбираем
цепочку
товар- Игра «Сколько это
стоимость-цена.
Определяем стоит?», беседа «как
стоимость товара (сделанных складывается
поделок: затраченные материалы, стоимость
товара,
наше время и наш труд) и
обсуждение
формируем цену
Волшебные
правила
для Ситуационные задачи,
покупателя и продавца, обмен, игра
«Выбираем:
подарок, реклама
дорого
–
дешево,
выгодно - невыгодно»,
Сказка «Как старик
корову продавал»

17. Русская
ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка,
купцы, ремесленники, торговцы,
торговые отношения, хороводы,
русская
пляска.
Используем
деньги нашей группы, сделанные
ранее.
Тратим разумно, сберегаем и экономим.
18. Тратим
Деньги зарабатываются трудом, и
разумно,
поэтому тратить их необходимо
экономим
только с пользой, относится к ним
бережливо. Бережливый человек
всегда богаче. Воспитываем
бережное отношение к труду и
деньгам

19. Миниспектакль
«Хочу и могу»

Учимся различать понятия: хочу и
могу. Наши желания «Хочу», а
наши возможности и ресурсы
«Могу». Формируем
ответственное отношение к
принятию решения, которое
проявляется в тесной взаимосвязи
желаний и реальных
возможностей по их
осуществлению.

Обсуждение,
играпраздник
«Русская
ярмарка»: покупаем и
продаем свои поделки,
торгуемся,
обмениваемся,
заключаем
торговые
соглашения, веселимся.
Беседа, чтение, игра
«Деньги
получилерунды
накупил»,
викторина «разумные
траты
сказочных
героев»,
загадки:
«Угадай, кто это?»,
игра
«Открываем
бутербродную,
закупаем товар»
Интерактивный миниспектакль.

13

20. Копим и
сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и
сберегать, как можно копить,
непросто,
но
полезно,
ответственно и важно

21. Миниспектакль
«Мишкина
копилка»

Закрепляем понятия: откладывать,
копить, сберегать. Обыкновенная
копилка может понять, как важно
прилагать усилия к тому, чтобы
обрести желаемую вещь, научит
экономить и даст возможность
распоряжаться личными деньгами
Развивать у детей потребность
радовать близких добрыми
делами, экономить, беречь свои
вещи

22. Творческое
занятие «Наша
мастерская»

Ситуационные задачи,
папка-передвижка «Мы
копим», обсуждение,
игра «Копим и
сберегаем»
Интерактивный миниспектакль

Дети
занимаются
посильным ремонтом
игрушек и т.п., в том
числе принесенных из
дома. Делают поделки
из вторсырья.
23. Мини- спектакль
Узнаем, что о подарках надо Интерактивный мини«День рождения»
думать заранее, подарки надо спектакль
подбирать или мастерить с умом.
Бережливость, экономия – это
разумное отношение к расходам,
результатам труда; забота, умение
делиться и отдавать.
Учимся занимать и отдавать
Знакомимся
с
понятиями: Беседа,
24. Занимаем и
ситуативные
одалживать, занимать.
одалживаем
задачи, игра «Занять и
одолжить»,
папкапередвижка «Занимаем
и одалживаем»
25. Долги
Знакомимся
с
рассказом Чтение, обсуждение.
Валентины Осеевой «Долг» и
русской поговоркой «Долги к
земле придавили». Выясняем, что
долг может быть не только
денежным,
невыполненные
обещания – это тоже долг.
26. Заплатить долг
Осознаем, что если взял в долг на Обсуждаем
русские
скорее, тогда будет
время, обязан вовремя вернуть пословицы:
веселее.
(возвратить).
Воспитываем - Умей взять - умей и
ответственность: если не уверен, отдать!
что это получится, лучше не - бери, да помни! Не
обещать и не занимать. Долг – это штука занять, штука
серьезное обязательство
отдать.
- В долг брать легко, а
отдавать тяжело
Закрепляем
понятия:
занимать,
27. МиниИнтерактивный миниСпектакль
«Долг одалживать, долг, должник.
спектакль
платежом красен»
Учимся планировать
14

28. Все по плану!

29. Ставим цели.

30. Сделал дело –
гуляй смело

31. Мини – спектакль
«Все по плану!»

Знакомим с понятием план.
Объясняем важность составления
планов.
Закладываем
основы
планирования. Начинаем с
планирования своего дня. Учимся
организовывать свое время
Воспитываем желание и умение
ставить перед собой цели, строить
планы, действовать по плану и
достигать цели.
Учимся подводить итоги всего,
что делали и планировали,
анализировать поступки, искать
эффективные решения, думать
сообща
Закрепляем
понятия:
план,
планирование

Богатство и бедность
32. Хочу купить
Выясняем, что не все продается и
все!
покупается, главные ценности
(жизнь, мир, друзья, солнце,
близкие люди и пр.) за деньги не
купишь
33. Наше богатство

34. Жадность

Игра
«План
на
следующий
день»,
папка-передвижка «Мы
планируем», беседа

Ситуационные задачи,
игра «Наши цели»,
тематический стенд
Игра «Сделал дело –
гуляй
смело»,
исследование,
ситуационные задачи,
обсуждение
Интерактивный миниспектакль

Беседа, ситуационные
задачи,
игра
«Что
нельзя
купить?»,
читаем и обсуждаем
рассказ «Как Валюша
бабушке сон покупала»
Читаем и обсуждаем
сказки
Бедные
–
богатые»,
«Ум
и
богатство»,
беседа,
ситуативные задачи

Формируем
представление
о
вечных
ценностях:
любви,
доброжелательности, милосердии,
взаимопомощи, который наряду с
денежным
благополучием
позволяют
воспитывать
гармоничную личность
Разбираем, что такое жадность и Читаем и обсуждаем
почему это плохо для человека.
рассказ
В.
Сухомлинского
«Жадный
мальчик»,
обсуждаем поговорки:
- Всех конфет не
переешь, всех одежд не
переносишь
-сам потонет, а воды не
даст.
- Щедрый бедности не
знает
- щедрому весь мир
родня.

35.Творческое занятие: Читаем
стихи
о
жадности,
изображаем щедрость и обсуждаем
такое
качество
жадность
человека,
как
щедрость,
изображаем
при
помощи
художественных
приемов:рисунков,
лепки
из

Читаем о щедрости и
жадности и изображаем
щедрость и жадность:
«Жадина» Аким Яков,
«Жадина»
Татьяна
Козырина,
«Жадина»
15

пластилина.
36. Мини-спектакль
«Бережливые
друзья»

Эмма Мошковская.

Осознаем,
что
бережливый Интерактивный
человек всегда умеет трудиться, спектакль
мастерить своими руками и
получать удовлетворение от того,
что сделал что-то самостоятельно
ему открыт простой, честный,
веселый
мир.
Бережливость,
трудолюбие, щедрость, честность,
милосердие – качества человека со
здоровым отношением к деньгам
Диагностика по итогам изучения модуля

мини-

16

III. Организационный раздел программы
3.1. Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой
метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает
процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований,
продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная
театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание,
КВН, викторина и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность
реализации Программы, предусмотрено использование, как традиционных средств
(книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов
труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования,
дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы,
электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;

• оставление детям возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях.
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Технические средства
обучения
Учебно-методические
пособия

Ноутбук – 1 шт;колонки - 1 шт., принтер- 1 шт.
Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2
пачки).
Игрушки
Дидактические игры
Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности
Презентации
Костюмы
Мультфильмы
Художественная литература
Пособия для родителей
Папки-передвижки
Консультации
17

Раздаточный материал

Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов
труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации,
рисования, конструирования, игрушечные деньги

1. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для
воспитателей, методистов и руководителей дошкольных организаций /Л.В. Стахович,
Е.В. Семенкова,Л.Ю. Рыжановская – 6-е изд., стереотип.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2023.-32 с.
2. Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных организаций /Л.В.
Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю. Рыжановская – 5-е изд., стереотип.-М.: ВИТА-ПРЕСС,
2022.-32 с.-(Занимательные финансы. Азы для дошкольников).
3. Как работают деньги?
н/Д:Владис,2023.-64 с.

Энциклопедия

для

детей/А.В.

Забирова.-Ростов

4. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках /Елена Ульева: худ.
Полина Нестерова.-Изд.9-е –Ростов н/Д: Феникс.2023.-45.
3.3. Кадровые условия реализации программы.
Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу.
Реализация программы осуществляется педагогическим работником ДОУвоспитателем, квалификация которого соответствует квалификационным
характеристикам,
установленным в Едином
квалификационном справочнике
должностей в разделе «Квалификационные характеристики должностей
работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, с изменениями, внесенными приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. № 448н.
Воспитатель, реализующий Программу, обладает основными компетенциями,
необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего возраста, регулярно
проходит курсы повышения квалификации.
3.4.Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в
работе с дошкольниками
Изучаемые
понятия (темы)
Потребности

Перечень произведений детской
художественной литературы с
экономическим содержанием
С. Я. Маршак «Кошкин дом»,
«Телефон»;
русские
народные
сказки:
«Жадная старуха», «Как коза
избушку построила;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке»;
К.
И.
Чуковский
«Телефон»

Перечень мультфильмов

«Уроки тетушки Совы», 7 серия
«Потребности и возможности»;
«Кошкин дом»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Барбоскины» («Дедушка хочет
на море»);
«Цветик-семицветик»;
«Телефон»;
«Малыш и Карлсон»;
«Ох и Ах идут в поход»

18

Товар

Бартер, обмен

Деньги

Труд

Банк
Реклама

Семейный бюджет

К. И. Чуковский «Мухацокотуха»;
С.
Т.
Аксаков
«Аленький
цветочек»;
Ф. Хагер «Продавец и лось»;
русская народная сказка «Как
барин овцу купил»;
Г.
Сапгир
«Как
лягушку
продавали»;
С. В. Михалков «Как старик
корову продавал»
Русская народная сказка «Лисичка
со скалочкой»;
братья Гримм «Выгодное дело»;
В. П. Катаев «Дудочка и
кувшинчик»
Э.
Н.
Успенский
«Бизнес
крокодила Гены»;
А. Н. Толстой «Приключения
Буратино»;
Г.-Х.
Андерсен
«Огниво»,
«Серебряная монета»;
В. В. Маяковский «Кем быть?»;
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
С. В. Михалков «А что у вас?»,
«Как печатали вашу книгу?»

«Уроки тетушки Совы», 2 серия
«Ценные вещи»;
«Муха-цокотуха»;
«Аленький цветочек»;
«Как старик корову продавал»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия
«Что такое деньги?»; 10 серия «О
банке»; 11 серия «Кредиты и
депозиты»;
12
серия
«Безналичные деньги»;
«Приключения Буратино»
«Уроки тетушки Совы», 6 серия
«Работа и зарплата»;
«Доктор Айболит»;
«Самый главный»;
«Незнайка учится»;
«Рекс-спасатель»;
«Барбоскины»
(«В
эфире
новости»);
«Барбоскины» («По закону»);
«Будни аэропорта»
«Бизнес «Уроки тетушки Совы», 10 серия
«О банке»
«Бизнес «Как старик корову продавал»

Э.
Н.
Успенский
крокодила Гены»
Э.
Н.
Успенский
крокодила Гены»;
С. В. Михалков «Как старик
корову продавал»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»;
братья Гримм «Три счастливца»
Э. Н. Успенский «Трое из «Уроки тетушки Совы»: 3 серия
«Семейный бюджет»; 4 серия
Простоквашино»
«Карманные деньги»; 5 серия
«Умение экономить»;
«Барбоскины» («Дедушка хочет
на море»);
«Каникулы в Простоквашино»

19

Приложение .
Приложение № 1.
Диагностический материал
Входная диагностика перед изучением курса
Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о
потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
• карточки с изображением потребностей;
• картинки с изображением представителей различных профессий;
• карточки с изображением предметов и денежных знаков;
• мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
• маркеры.
Диагностику
рекомендуется
проводить
в два этапа:
1этап
– групповой: 2 этап – индивидуальный
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и
делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со
следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (13–15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл
экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в
позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми
и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны
контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и
умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до
конца.
Средний уровень (9–12 баллов): дети имеют представление об экономических
понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют
достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания
самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность,
своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны,
но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических
понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к
продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое
дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при
выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате;
безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний ребенка определяется с учетом успешности выполнения
всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале:
3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с
заданиями.
2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с
помощью педагога.
1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты
20

выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 4).
Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе
диагностики баллами:
13–15 баллов – высокий уровень
9–12 баллов – средний уровень
8 и менее баллов – низкий уровень.
Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних
показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых
представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных
каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд»,
«Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей.
Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.
Диагностика по итогам изучения базового модуля «Азы финансовой
культуры для дошкольников»
Цель: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической
культуры по итогам освоения образовательного курса «Азы финансовой культуры для
дошкольников»; определить степень использования полученной при изучении курса
информации в практической деятельности и в повседневной жизни.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры,
проблемные ситуации, творческие задания.
Оборудование:
• карточки для задания «Третий лишний»;
• мяч;

• цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда

•
•
•
•
•
•
•

людей разных профессий, картинки с изображением представителей различных
профессий; набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные
знаки, игровые деньги), карточки с изображением качественных и
некачественных товаров;
карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
листы с изображением кругов (прямоугольников);
карандаши;
компьютер;
проектор;
экран;
колонки;

Организация детской деятельности
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем заключительное занятие. Как
всегда, нас ждет множество интересных приключений, мы будем играть, рисовать,
отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
1. Выполнение занимательных заданий.
Задание № 1 «Третий лишний»
Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено
по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка
№ 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, молоток; карточка № 3: такси,
клубника, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5:
деньги, карусели, одежда), ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит,
21

и обосновать свой выбор.
Задание 2
Воспитатель обращается к группе.
– Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас,
ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги:
• Товар;
• здоровье;
• услуги;
• дружба;
• образование;
• дом;
• уважение людей;
• талант.
Задание № 3. «Расколдуй слово»
Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.
Скажи, ну кто так вкусно Готовит щи капустные, Салаты, винегреты, Все завтраки,
обеды. (Повар.)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много,
Потому, что он – … (артист).
Ежедневно в нетерпенье
Ждем его мы сообщенья
Прямо с самого утра.
Ну когда же, ну когда же
Он по радио нам скажет
«Завтра целый день жара»? (Диктор.)
Если где случилось что-то,
Он об этом должен знать.
Написать, добавить фото,
И в газету отослать.
Полететь за новостями
Может он на край земли,
Для того, чтобы мы с вами
Эти новости прочли.
Про тайфун, про наводненье,
Кто в футболе чемпион,
Про рекорд, землетрясенье
Раньше всех напишет он. (Журналист.)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Водитель.)
У него серьезный вид,
Всеми он руководит,
Раздает он порученья,
Проверяет выполненье. (Менеджер.)
При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям
22

картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в загадке.
Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что
объединяет все эти слова.
Дидактическая игра «Назови профессии».
Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от
ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей разных
профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
3. Воспитатель организует беседу на тему «Что мы знаем о рекламе?». (Беседа 1.)
– Вы знаете, что такое реклама? Вы видели рекламу? (Да.)
– Как вы думаете, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что
появляются новые товары, какие они разные.)
– Как вы считаете, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее видит?
Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
4.

Решение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация 1. «Где продается товар?
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы; тетушка Сова
– книгу; Лиса – конфеты.
Детям предлагается ответить на вопрос.
– В каких магазинах друзья купили свои подарки?
Проблемная ситуация 2. «Какие бывают товары?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы,
но никак не могли придумать им название.
– На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
– На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
– На третьей: туфли, сапоги, ботинки…
Детям предлагается ответить на вопрос.
– Как можно назвать каждую из этих улиц?
Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами,
воспитатель задает вопрос.
– Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй… Исходя из
этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.
Проблемная ситуация 3. «Как поступить?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д.
Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.
Детям предлагается ответить на вопрос.
– Как ты поступишь?
1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
2. Молча, уйдешь в другой магазин.
3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники.
Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта, но
самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники, то
другим покупателям будет удобно совершать покупки.
Проблемная ситуация 4
Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в
23

первую очередь тратятся деньги семьи:
• покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы
бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.)
• покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб,
макароны, молоко, яблоки и т. д.);
• оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат
и т. д.);
• оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг,
кинотеатр и т. д.);
• оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и
т. д.);
• оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты,
мази, микстуры и т. д.);
• оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в
классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
• покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки,
машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
• оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные
билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
• покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги,
газеты, журналы);
• покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной
упаковке и т. д.).
Воспитатель организует обсуждение.
– А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых
мы можем обойтись).
– Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например, покупка дома и
покупка билета на транспорт.
– Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов
семьи.
5. Игра «Магазин игрушек».
Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки игрушек и
выдает игровые деньги.
– Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть материал, из
которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.); место производства
(где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная мастерская, токарная
мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т.
д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и купить игрушку.
По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
6. Выполнение занимательных заданий.
Задание № 4. «Что быстрее купят?»
Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и
некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц;
машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и
дается инструкция:
– Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни причину
своего выбора.
24

Задание № 5. «Какое слово лишнее?» Воспитатель предлагает детям четыре
картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1 рубль, 5 рублей, 10
рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина, кольцо, солнце; 3) магазин, ларек,
палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, товар, деньги, ночь. Объясняет задание.
– Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три предмета по
какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой выбор.
Задание № 6
Воспитатель предлагает детям листы бумаги с изображением трех кругов (или трех
прямоугольников) и дает задание:
– Превратите каждую из этих фигур в рисунок на экономическую тему.
По окончании выполнения задания организуется демонстрация рисунков и обсуждение.
Воспитатель анализирует рисунки в контексте того, насколько они соответствуют
экономической тематике (учитывая объяснения детей).
7. Заключительная часть.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и
делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со
следующими показателями и критериями оценивания.
Категория
«Потребности»

«Труд»

«Товар»

«Деньги»

Показатели освоения
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «потребности»,
«жизненно важные потребности», «возможности».
Поведенческий компонент: умеет определять основные и
жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
соотносить собственные желания и возможности (разницу между
«хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»); регулировать
потребности в соответствии с возможностями
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «труд»,
«профессия», «продукт труда».
Поведенческий компонент: умеет определять продукт труда;
соотносить профессию с ее атрибутами; понимает значимость
труда для человека, осознает взаимосвязь понятий «труд–
продукт–деньги»
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «товар»,
«стоимость», «цена», «покупка», «реклама», «распродажа».
Поведенческий компонент: осознает взаимосвязь понятий
«труд–товар–потребности». Умеет определять разницу между
обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар,
объяснять разницу, выбирать товар в соответствии с ценой и
качеством; делать покупки
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «деньги»,
«монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад»,
«кредит», «валюта».
Поведенческий компонент: умеет пользоваться деньгами,
разумно расходовать деньги

25

«Семейный бюджет»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «семейный
бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия,
стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование»,
«экономика семьи».
Поведенческий компонент: умеет объяснять структуру
семейного бюджета; размышлять о доходе и его динамике, о
расходах
и
их
многообразии;
решать
посредством
математических действий экономические задачи, связанные с
распределением средств семейного бюджета. Понимает
потребности и возможности семьи; необходимость экономии
семейного бюджета

Эмоционально-ценностный
компонент
(социально-нравственные
качества личности): проявляет бережливость, смекалку, ответственность, умение
планировать, деловитость и предприимчивость, может оценить проявления этих качеств у
сверстников.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и
низком.
Высокий уровень (3 балла) – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно
справляется с заданиями.
Средний уровень (2 балла) – правильно отвечает на большинство вопросов, с
заданиями справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не
справляется.
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Уровень
финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по
каждому разделу.

26

Приложение № 2.

Психологическая гимнастика
Упражнение «Отражение в воде»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Работа в парах.
Один ребенок выполняет роль того, кто стоит на берегу, а другой – того, кто живет в
речке. Тот, кто живет в реке, как зеркало отражает действия того, кто стоит на берегу.
Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды воспитателя:
скорчить страшную рожицу,
замахнуться палкой,
помахать рукой,
приветливо улыбнулся и др.
Вопросы после выполнения упражнения:
– Что вы чувствовали?
– Было ли вам приятно? И т. д.
Упражнения на имитацию
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.
1. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия. Например:
кот играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается,
лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка,
медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга,
дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья,
солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек
засыпает и закрывает лепестки и т. д.
2. Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное
состояние, например:
О, горе мне, горе…
Ах, какой счастливый день…
Бедная я, несчастная…
Ура! Я еду на море… и др.
Ролевая гимнастика
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого
репертуара.
Попрыгать, как кузнечик, козлик, кенгуру.
Нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
Походить, как младенец, глубокий старик, лев.
Улыбнуться, как кот на солнышке, само солнышко.
Посидеть, как пчелка на цветке, наездник на лошадке.
Упражнение «Волшебное озеро»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Для выполнения упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается
небольшое зеркало. Все дети садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по
кругу. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого
уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо
улыбнуться ему.

27

Приложение № 3.
Экспресс-диагностика
для оценки эмоционального состояния дошкольников
Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка.
Материал: карточки, с изображением трех пустых кружочков, цветные карандаши.
Перед началом работы детям предлагают закрасить первый кружок.
– Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение сейчас. Затем
карточки откладываются в сторону, и начинается занятие.
Примерно в середине занятия (до или после физкультурной / психогимнастической
паузы) детям предлагают закрасить второй кружок.
– Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты на
занятии.
Карточки снова убирают в сторону и возвращаются к ним в конце занятия.
– Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение сейчас, когда
наше занятие заканчивается (какое впечатление у тебя осталось).
Интерпретация результатов
Обозначение цветов:
Красный – энергичность, активность, возбужденное, восторженное отношение.
Оранжевый – радость, веселое настроение.
Желтый – теплое, доброжелательное настроение, стремление к общению.
Зеленый – спокойное настроение.
Синий – спокойствие, удовлетворенность.
Серый – усталость, грустное, неудовлетворительное настроение.
Фиолетовый, коричневый – огорчение, стресс, тревожное настроение.
Черный – печаль, уныние.
Если черным (синим, фиолетовым, коричневым) цветом постоянно закрашивается
кружок, относящийся к тому или иному этапу занятия, то воспитателю надо немедленно
обратить внимание на это. Можно осторожно узнать у ребенка – почему он выбрал тот
или иной цвет (отчего ему грустно, что его беспокоит и т. д.). Такой анализ помогает
разобраться в причинах переживания ребенка и по возможности помочь ему, а также
является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. Воспитатель же в
свою очередь может скорректировать ход занятия, например, пересмотреть структуру,
содержание, чтобы детям было интересно. Необходимо активнее чередовать различные
виды деятельности, чаще использовать игровые приемы и психогимнастические паузы для
снятия эмоционального напряжения.
Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом
самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка
возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность
выговориться, поделиться тем, что на душе.

28


Наверх

Игры для создания благоприятного климата в классе

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Игры для содания благоприятного климата.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».